«Воспитай в себе лидера» Джон Максвелл. Воспитай в себе лидера Джон максвелл воспитай в себе лидера fb2

Воспитай в себе лидера Джон Максвелл

(Пока оценок нет)

Название: Воспитай в себе лидера
Автор: Джон Максвелл
Год: 2013
Жанр: Зарубежная деловая литература, Самосовершенствование, Управление, подбор персонала

Описание книги

«Воспитай в себе лидера» – первая и самая известная книга доктора Максвелла, разошедшаяся тиражом более миллиона копий. В ней автор делится своей концепцией лидерства, основанной на его более чем 40-летнем бизнес-опыте. Эти принципы и практики с успехом могут применяться в любой сфере жизни: карьере, бизнесе, семье, личном развитии. Следуйте совета доктора Максвелла, и вы заметите позитивные перемены в своей жизни. Из этой аудиокниги вы узнаете: – кто такой настоящий лидер и его характерные черты; – в чем заключается разница между управлением и лидерством; – каков кратчайший путь к лидерству; – что является самым важным капиталом лидера. Аудиокнига «Воспитай в себе лидера» даст вам универсальные принципы, согласно которым должен действовать человек, желающий вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к реальным поступкам. AB Publishing, Попурри.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Воспитай в себе лидера» Джон Максвелл в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Книга Джона Максвелла «Воспитай в себе лидера» — поучительная книга, устанавливающие жесткие рамки самоконтроля на пути к восхождению на пик лидерства. Джон Максвелл дает надежду каждому человеку, говоря, что лидерство, это не закрытый клуб, что лидерству можно научиться, если есть сильное желание. Книга «Воспитай в себе лидера» освящает основные принципы лидерства, от читателей же лишь требуется желание освоить эти принципы и следовать им. Джон Максвелл в книге «Воспитай в себе лидера» делит людей на прирожденных лидеров, обученных лидеров, потенциальных лидеров, ограниченных лидеров.

1 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – усвоение определения лидерства

Лидерство - это влияние (то есть способность приобретать последователей). Существуют следующие виды лидеров:

Уровень 1: Статус

Статус - базовый, начальный уровень лидерства. Это влияние, исходящее исключительно из должности, титула или поста. Человек, назначенный на ту или иную должность, может обладать определенной властью и возможностью управлять другими, но реальное лидерство - это нечто намного большее, чем просто власть, опыт, знания и следование определенным правилам.

Уровень 2: Одобрение

Как сказал Фред Смит, «лидерство - это умение убедить людей работать для вас даже тогда, когда они не обязаны делать это». Такое становится возможным лишь при переходе на второй уровень влияния. Людям все равно, много ли вы знаете, но они хотят знать, что вам не все равно! Лидерство начинается не с головы, а с сердца, идеальная среда для него - не строгие правила, а осмысленные, значимые взаимоотношения между людьми.

Уровень 3: Продуктивность

На этом уровне лидерства начинает происходить множество приятных событий. Возрастает прибыль, текучесть персонала сведена к минимуму, люди действуют с воодушевлением, потребности удовлетворяются, планы реализуются. На этом уровне работа буквально кипит. Быть лидером, влиять на людей - одно удовольствие, проблемы решаются при минимальных затратах сил, люди регулярно получают свежие статистические данные о деятельности организации и гордятся ее ростом. Каждый ориентирован на достижение результатов, результаты - вот главная причина всей деятельности.

Уровень 4: Наставничество

У настоящего лидера люди постоянно показывают отличные результаты. Величие лидера - не в его собственной силе, а в способности придавать силы окружающим его людям. Пускай даже вы достигли успеха, но если вы не подготовили последователей, то ваша победа - пиррова победа. Если основная задача работника - сделать порученную ему работу, то основная задача лидера - способствовать развитию людей, чтобы они смогли сделать порученную им работу.

Уровень 5: Личность/Уважение

¦ Ваши последователи преданы вам и готовы идти на пожертвования.
¦ Вы посвятили много лет воспитанию и обучению лидеров.
¦ Вы стали общественным или государственным деятелем, консультантом; люди стремятся получить вашу помощь и поддержку.
¦ Самая большая радость для вас - видеть, как люди развиваются и растут как личности.
¦ Ваш авторитет выходит за пределы вашей организации.

2 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – ключ к лидерству – приоритеты

Успех можно определить как последовательное достижение заранее определенной цели. Из этого определения следует, что для успеха лидеру необходимо умение устанавливать приоритеты и способность направлять усилия для достижения поставленной цели. Я уверен, что эти качества - основа любого лидерства.

Принцип Парето : 20 процентов установленных целей и задач дают 80 процентов результатов,
ЕСЛИ вы сосредоточите свое время, энергию, деньги и труд персонала вашей организации на основных 20 процентах установленных вами целей и задач.

Способность правильно выделить из общего числа задач три или четыре наиболее важных необходима каждому лидеру. Жизнь, в которой все «как идет, так пускай и идет», в конце концов неизбежно станет жизнью, в которой ничего не идет. Джон Максвелл пишет о приоритетах: «В конце каждого месяца я составляю план на следующий месяц, сразу же устанавливая приоритеты. Расположив планируемые дела в порядке их важности и срочности, я прошу своего секретаря Барбару составить календарь мероприятий на следующий месяц. Если что-нибудь отнесено к категории «Большая важность/большая срочность», я сообщаю Барбаре, и она ставит это мероприятие на первое место. Все настоящие лидеры научились говорить «нет» хорошему, чтобы сказать «да» наилучшему».

3 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – стать цельной личностью

Внутри каждого из нас происходит столкновение конфликтующих желаний. Никто, даже самый «одухотворенный» человек, не в силах избежать этого столкновения. Цельность личности определяет победителя в этой войне желаний. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда приходится выбирать между «хочу» и «надо». Цельность личности создает предпосылки для правильного выбора в каждом подобном случае, определяет наше поведение в ситуации конфликта. Цельность личности объединяет наши слова, мысли и поступки в единое целое, так что ни слова, ни мысли, ни поступки никогда не расходятся друг с другом.

4 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение перемены в жизни обращать во благо себе и организации

После того как лидер изменился сам и провел черту между «переменами ради перемен» и необходимыми переменами, он обязан стать агентом перемен в своей организации. В нашем мире, где все меняется так быстро, лидер должен находиться на переднем фронте, определяя направление дальнейшего роста и развития и показывая дорогу к новым целям.

Прежде всего ему следует усвоить две важнейшие составные части процесса осуществления изменений: во-первых, знать необходимые «технические требования», во-вторых, понимать значение позитивной установки и мотивации людей. И то, и другое играет важнейшую, решающую роль во всем процессе. Но чаще всего неудачи бывают следствием недостатка мотивации или неверной установки, а вовсе не нехватки технических знаний и навыков.

5 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение эффективно решать проблемы

Победители, в отличие от остальных, не стали использовать свалившиеся на них беды в качестве отговорок. Они превратили свои «камни преткновения» в ступени к успеху. Они осознали, что свободны выбирать свою позицию, свое отношение к происходящему даже тогда, когда не в силах как-то повлиять на обстоятельства своей жизни.

Единственная моя проблема - это то, чему я позволил стать проблемой из-за неправильного отношения к происходящему. Проблемы могут остановить вас на какое-то время, но вы и только вы сами можете остановить себя навсегда. Выдающиеся лидеры понимают, что с ног сбивает не столько сильный, сколько неожиданный удар. Поэтому они всегда внимательно следят, не появятся ли признаки возможной проблемы, и оценивают свои возможности решить ее.

6 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – приобретение позитивной позиции в отношении к неудачам и проблемам

Если на нашем разуме появляется «татуировка» негативного мышления, то наши шансы на постоянный успех резко падают. Мы не в состоянии долгое время играть роль. Если мы не верим, что обладаем тем или иным качеством, то не сможем постоянно выполнять действия, требующие проявления этого качества. Как часто мне приходится видеть людей, страдающих от самосаботажа из-за своего негативного мышления.

Вы способны добиться той цели, которую поставите перед собой. Кто сказал, что вы не умнее, не лучше, не выносливее, не трудолюбивее, не способнее, чем ваш конкурент? Неважно, если кто-то считает вас не способным на то или иное дело. Важно (и это единственная важная вещь), чтобы так не считали и не утверждали вы сами.

7 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение быть наставником и развивать людей

Настоящий лидер всегда способствует росту и развитию людей, окружающих его: от этого зависит масштаб воплощения его мечты. Каждый лидер должен знать следующее:

Высокий моральный уровень, боевой дух организации укореняются в вере в лидера - человека, возглавляющего эту организацию.
Большинство людей полагают, что успех - это удача, и пытаются выиграть в лотерею под названием «жизнь». Но жизнь - это вовсе не лотерея. Успех становится возможным лишь в результате тщательного планирования. Он приходит тогда, когда благоприятная возможность встречается с тщательной подготовкой.

Всегда необходимо помогать людям повышать свою самооценку и чувство самоуважения. Совершенствуйте свое умение дать другим людям почувствовать себя стоящими и значительными.

Истинный секрет мотивации - создать условия, в которых интерес людей не будет угасать.

8 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – уметь видеть будущее организации

Успешный лидер всегда ясно видит цель, к которой ему предстоит прийти. Ясное видение достигнутой цели дает энергию и силу идти вперед, преодолевая все препятствия. Такой лидер становится «миссионером», а его идеи распространяются среди последователей, наполняя их вдохновением и энергией. Чтобы люди смогли реализовать свою мечту, им необходимо единство. Если есть единство, то люди готовы трудиться часами, чтобы достичь общей цели, жертвуя личным ради общего, частью ради целого. Так творятся великие, исторические дела - и все потому, что у лидера есть четкое видение будущего!

Успешный лидер , находящийся на уровне 3, имеет три уровня видения:

Уровень 1 . Восприятие: что видится в данный момент (объективная реальность). На этом уровне лидер слушает.

Уровень 2. Вероятность: что будет увидено (проницательность). На этом уровне лидер ведет других.

Уровень 3. Возможности: что может быть увидено (образ будущего). На этом уровне лидер живет.

Видение будущего - это мощное оружие в руках лидера. Он верит не только в возможность осуществления того, что видит внутренним взором, - он верит, что это должно быть осуществлено.

9 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение платить цену за лидерство – самодисциплина

Каждый выдающийся лидер знает, что его обязанность номер один - самодисциплина и личностный рост. Если человек не умеет вести себя, то он не сможет вести других. Лидер не в состоянии увести людей дальше, чем продвинется сам. Но никто не может начать двигаться снаружи, не продвинувшись вначале внутренне! Великий лидер может встать во главе великой организации, но она будет расти лишь в том случае, если лидер готов «заплатить» за этот рост.

Вначале дисциплина - это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь. Через какое-то время дисциплина превращается в решение достичь того, чего очень хочется достичь, делая то, что теперь уже хочется делать! Человек может стать дисциплинированным и даже получать от этого удовольствие - через годы непрестанной практики.

10 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – развитие коллектива

Выдающийся лидер создает команду людей, повышающих результативность общего труда. Влияние лидера и эффективность его работы начинают умножаться, распространяясь через его ближайшее окружение, а не складываться, как было бы, умножь он усилия в одиночку. Как говорил философ Ральф Уолдо Эмерсон, ни один человек не может помочь другому, не оказав одновременно помощи себе, и это - одна из прекраснейших наград в нашей жизни.

Вопреки всем проблемам, возникающим при развитии коллектива, о двух вещах можно говорить с уверенностью. Во-первых, лишь создав команду успешных игроков, можно добиться долговременного успеха. Во-вторых, постоянное преумножение возможно лишь тогда, когда мы создаем коллектив.

Человек будет работать усерднее, оставаться на работе дольше и достигать лучших результатов, если он любит свою работу. И это - неоспоримая истина. Сотрудник хорошо относится ко мне как лидеру, к остальным членам коллектива, к требованиям, предъявляемым коллективом, и к планам организации на будущее.

Книга Джона Максвелла «Воспитай в себе лидера» является сборником инструкций по основным принципам мотивации и влияния на окружающих людей. В ней находится ключ к одной из сторон успеха – умение вести людей за собой.

Лидерству можно научиться

Лидерство - это не «закрытый элитный клуб для прирожденных лидеров». Личностным качествам, необходимым для эффективного лидерства, можно научиться, а затем нужно соединить их друг с другом, вложив в это всю свою душу!

Лучший способ осознать силу влияния - подумать о том, какие события или личности повлияли на нас самих в наибольшей степени.

Способность вести людей

Уберите на какое-то время все моральные аспекты этого понятия, и останется одно: лидерство - это способность приобретать последователей .

Лидерами были и Гитлер, и Джим Джонс. Иисус из Назарета, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль и Джон Ф. Кеннеди - все они были лидерами.

Какими бы разными ни были их системы ценностей и способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого их них были последователи . И уже исходя из определения лидерства, как способности приобретать последователей, можно обсуждать качества лидера и его стиль руководства.

  1. Чем выше вы поднимаетесь, тем легче вести людей за собой!
  2. Человек, неспособный устанавливать прочные и длительные взаимоотношения с другими людьми, вскоре неизбежно обнаружит, что он не способен долго оставаться реальным, эффективно действующим лидером.
  3. Быть лидером, влиять на людей - одно удовольствие, проблемы решаются при минимальных затратах сил, люди регулярно получают свежие статистические данные о деятельности организации и гордятся ее ростом. Каждый ориентирован на достижение результатов, результаты - вот главная причина всей деятельности.

Ответственность лидера

Лидер может отказаться от чего угодно, кроме ответственности . Каждый раз, когда в вашей работе происходят изменения или когда вы попадаете в новый круг общения, вам приходится начинать с самого нижнего уровня.

Способствовать успеху тех, кто работает вместе с вами:

  • Уметь смотреть на вещи глазами других людей.
  • Любить людей больше, чем процесс деятельности.
  • Расти вместе с другими людьми.
  • Действовать так, чтобы победителями выходили все.
  • С мудростью относиться к «трудным» людям.

Способность правильно выделить из общего числа задач три или четыре наиболее важных необходима каждому лидеру. Жизнь, в которой все «как идет, так пускай и идет», в конце концов неизбежно станет жизнью, в которой ничего не идет.

Требования к себе

Успех на 95 процентов состоит из твердого знания того, что именно вам нужно!

Главный ключ к величию, - напоминает Сократ, - действительно быть такими, какими мы кажемся

Лидер обязан предъявлять к себе более высокие требования, чем к своим последователям. Цельность личности - это не то, что мы делаем, а то, кто мы есть. Именно то, кто мы есть, в итоге определяет то, что мы делаем. Наша система ценностей неразрывно связана с нашей личностью, её невозможно отделить от нас без ущерба для личности.

Хотите сохранять лидирующее положение - непрестанно меняйтесь !

Позиция человека важнее, чем его прошлое, важнее, чем образование, деньги, обстоятельства, успехи и неудачи. Позиция человека важнее, чем то, что говорят, думают или делают другие!

Мы не в силах определить, сколько лет будет длиться наша жизнь, но от нас зависит, сколько жизни будет в этих годах.

Дисциплинированность

Дисциплина - это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется. Но удивительно: через какое-то время дисциплина превращается в решение достичь того, чего очень хочется достичь, делая то, что теперь уже хочется делать!

Я твердо уверен, что человек может стать дисциплинированным и даже получать от этого удовольствие - через годы непрестанной практики.

Самый важный результат любого обучения - способность заставить себя делать то, что надо и когда надо, вне зависимости от того, хочется это делать или нет.

Этому человек должен научиться в первую очередь . Но это - самый трудный урок в жизни человека, как бы рано его образование ни начиналось.

Для успеха необходимо чувство принадлежности человека к команде, идентификация себя с командой. Всемерно пропагандируйте историю своей организации и ее ценности. Организуйте общие мероприятия, создающие единые воспоминания.

7 «смертных грехов»

Выдающиеся лидеры избегают «семи смертных грехов»:

  1. Пытаться понравиться, вместо того чтобы стать уважаемым.
  2. Не просить совета и помощи у членов коллектива.
  3. Пренебрегать личными способностями людей, делая акцент на правилах, а не умении и опыте.
  4. Прибегать к неконструктивной критике.
  5. Не способствовать развитию чувства ответственности у членов коллектива.
  6. Обращаться со всеми сотрудниками одинаково.
  7. Не предоставлять сотрудникам необходимую информацию.

Всегда, в любой ситуации, такой человек остается собой, где бы он ни был и кто бы ни был рядом с ним. Он не притворяется и не «служит двум господам» (это было бы двуличием). Жизнь цельной личности не рвется на части. Такому человеку нечего скрывать и нечего бояться, его жизнь - открытая книга .

Отношения с сотрудниками

Регулярный и частый контроль за продвижением к цели играет несколько ролей:

  • Во-первых, постоянно напоминает сотруднику, что достижение цели важно для его персональной трудовой карьеры.
  • Во-вторых, дает руководителю возможность следить за продвижением к цели.
  • В-третьих, если прогресс замедлился или отсутствует, руководитель может выслушать мнение подчиненного о причинах неудачи и постараться помочь ему решить проблемы.

Кто осознает, что характер важнее позиции. Кто формирует мнение, а не следует за ним. Кто понимает, что их организация - отражение их характера. Кто никогда не ставит себя выше других, за исключением одного - принятия на себя ответственности. Кто дисциплинирует себя так, что этого не требуется делать другим. Кто достойно встречает падения и превращает их во взлеты. Кто следует моральному компасу, указывающему верное направление независимо от господствующих в обществе тенденций.

Если вы хотите, чтобы другие сделали то, что требуется вам, у вас есть два способа: принуждение и убеждение . Принуждение - это рабский способ; убеждение - выбор свободных людей.

Сохраняя сотрудника, не справляющегося со своими обязанностями, вы подрываете «боевой дух» остальных членов коллектива , вынужденных брать на себя дополнительную нагрузку.

Для успеха надо не столько хорошо делать то, что приносит вам удовольствие, сколько добросовестно делать то, что вам не нравится.

Лидер, постоянно растущий сам и обеспечивающий рост своей организации, будет оказывать влияние на многих и окружит себя успешной командой .


ВВЕДЕНИЕ

Ключ к успеху в любом деле - умение вести людей за собой

Лидерству можно научиться

Прирожденные лидеры:

Обученные лидеры:

Потенциальные лидеры:

Ограниченные лидеры:

Книг о руководстве - хоть отбавляй, а о лидерстве - явно недостаточно

Глава первая ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА: ВЛИЯНИЕ

МЫСЛИ О ВЛИЯНИИ

Каждый из нас на кого-нибудь влияет

Мы не знаем, на кого и в какой степени влияем

Лучшая инвестиция в будущее - правильное влияние, оказанное сегодня

Влияние - это мастерство, которому можно научиться

УРОВНИ ЛИДЕРСТВА

Уровень 1: Статус

Особенности «лидера по должности»

Уровень 2: Одобрение

Уровень 3: Продуктивность

Уровень 4: Наставничество

ПОДЪЕМ ПО СТУПЕНЯМ ЛИДЕРСТВА

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше времени уходит на подъем

Чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень обязательств

Чем выше вы поднимаетесь, тем легче вести людей за собой

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше рост

Поднимаясь по ступеням лидерства, вы не покидаете базового уровня

Вы находитесь на разных уровнях лидерства по отношению к членам группы, лидером которой являетесь

Чтобы ваше лидерство оставалось максимально результативным, необходимо помогать другим лидерам вашей организации подниматься вместе с вами

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Определите, на каком уровне вы сейчас находитесь

Уровень 1: Статус/Права

Уровень 2: Одобрение /Взаимоотношения

Уровень 3: Продуктивность/Результаты

Уровень 4: Наставничество/Воспроизводство

Уровень 5: Личность/Уважение

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Повторение

Практические задания

Глава вторая КЛЮЧ К ЛИДЕРСТВУ: ПРИОРИТЕТЫ

ПРИНЦИП ПАРЕТО, ИЛИ ПРИНЦИП 20/80

Важно работать не с усилием, а с умом

Организуй, а не то деградируешь

Определение приоритетов

Выбирай, а не то потеряешь

Оценивай, а не то попадешь в тупик

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТОВ

Приоритеты не существуют сами по себе

Невозможно переоценить степень незначительности чего бы то ни было

Хорошее - враг лучшего

Как сделать выбор между хорошим и хорошим?

Невозможно иметь все

Избыток дел парализует

Когда второстепенные дела требуют от нас слишком многого, возникают большие проблемы

Предельные сроки и срочные дела вынуждают нас устанавливать приоритеты

Как же часто мы слишком поздно узнаем, что для нас на самом деле важно

Глава третья ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛИДЕРСТВА: ЦЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ДОСТОЙНЫ ЛИ ВЫ ДОВЕРИЯ?

1. Цельность личности создает доверие

2. Цельность личности обладает огромным потенциалом влияния

3. Цельность личности - основа для высоких моральных требований

4. Цельность личности создает не имидж, а твердую репутацию

5. Цельность личности означает, что мы не можем требовать от других больше, чем от себя

6. Цельность личности помогает лидеру стать не просто умным, а надежным

7. Цельность личности - плод тяжелого труда

Глава четвертая ЭКЗАМЕН НА ЛИДЕРСТВО: ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМ У ЛИДЕРА

ЛИДЕР КАК АГЕНТ ПЕРЕМЕН

СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ: НЕМНОГО ИСТОРИИ

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ПЕРЕМЕНАМ

Нововведения не возникают сами по себе

Нарушается привычный ход событий

Грядущие перемены вызывают страх перед неизвестностью

Цель нововведений неясна

Перемены порождают страх перед неудачей

Выгода от перемен не оправдывает затраченных усилий

Люди слишком довольны существующим порядком

Если люди мыслятнегативно, никаких перемен не происходит

Последователям не хватает уважения к лидеру

Лидер слишком чувствителен к личной критике

Нововведения могут приводить к потерям

Перемены требуют затрат времени

Ограниченность и предвзятость мешают восприятию новых идей

Традиции сопротивляются нововведениям

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕМЕН

Новаторы: мечтатели

Те, кто соглашается быстро: моментально распознают хорошую идею

Те, кто соглашается не сразу: большинство

Те, кто соглашается поздно: поддерживают новую идею последними

Отстающие: те, кто до конца сопротивляется переменам

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ПЕРЕМЕНАМ

Лидер должен создать атмосферу взаимного доверия

Лидер должен измениться сам, прежде чем призывать к переменам других

Хороший лидер учитывает историю организации

Наиболее влиятельные члены организации должны занять лидирующие позиции

Проверьте, не пусты ли ваши руки

Хорошие лидеры заручаются поддержкой наиболее влиятельных членов организации еще до объявления о грядущих нововведениях

Готовясь к собранию, разработайте повестку дня, способствующую большей открытости

Поощряйте неформальное воздействие наиболее влиятельных членов коллектива на остальных

Покажите людям, каким образом они получат выгоду от планируемых перемен

Дайте людям почувствовать, что это их собственные нововведения

Как дать людям возможность почувствовать себя хозяевами грядущих перемен

ПЕРЕМЕНЫ НЕИЗБЕЖНЫ

Не все перемены ведут к совершенствованию, но совершенствования без перемен не бывает

Меняться никогда не поздно

Глава пятая КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ЛИДЕРСТВУ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Проблемы есть у всех

Проблемы делают жизнь осмысленной

Множество выдающихся людей прошли через жизненные проблемы

Моя проблема - это не «моя проблема»

Проблема - это то, с чем можно что-то сделать

Проверка лидерства: способность распознать проблему, пока ситуация не стала критической

О лидерах судят по масштабу проблем, с которыми они справляются

Проблемы-задачи можно решить быстро; проблемы с людьми требуют времени

Верное отношение к проблеме

Верный план действий

ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Идентифицируйте наличие проблемы

Установите приоритеты

Определите суть проблемы

1. Задайте правильные вопросы

2. С ответственностью подходите к выбору собеседника для обсуждения проблемы

3. Найдите твердые факты

4. Принимайте участие в процессе

Находите людей, способных оказать вам помощь в процессе решения проблемы

Выясните возможные причины проблемы

Выясните возможные способы решения проблемы

Взвесьте найденные решения и отберите наилучшие

Действуйте согласно наилучшему решению

Оценивайте принятое решение

Глава шестая СОЮЗНИК В ЛИДЕРСТВЕ: ПОЗИЦИЯ

Ваша позиция - ваш капитал

Как мы поступаем со своими чувствами.

■ Действовать так, чтобы победителями выходили все.

■ С мудростью относиться к «трудным» людям.


Уровень 3: Продуктивность/Результаты

■ Инициировать и брать на себя ответственность за рост организации.

■ Формулировать цели организационной деятельности и следовать им.

■ Сделать свои должностные обязанности и энергию неотъемлемой частью общей цели организации.

■ Развивать ответственность людей за результаты, начиная с себя самого.

■ Знать, что способствует высоким результатам, и применять знания на практике.

■ Доносить до каждого члена стратегию деятельности организации и представление о ее будущем.

■ Стать «фактором перемен» в организации, уметь распоряжаться временем.

■ Принимать трудные решения, способствующие позитивным изменениям.
Уровень 4: Наставничество/Воспроизводство

■ Осознавать, что ваш главный капитал - это люди.

■ Отдавать приоритет личностному развитию людей.

■ Быть образцом для последователей.

■ Уделять особое внимание наиболее активным 20% членов вашей организации.

■ Предоставлять возможность роста для ведущих лидеров вашей организации.

■ Быть способным привлекать других успешных лидеров для работы над достижением общей цели.

■ Создавать вокруг себя «внутренний крут» лидеров, чья деятельность дополняет вашу.


Уровень 5: Личность/Уважение

■ Ваши последователи преданы вам и готовы идти на пожертвования.

■ Вы посвятили много лет воспитанию и обучению лидеров.

■ Вы стали общественным или государственным деятелем, консультантом; люди стремятся получить вашу помощь и поддержку.

■ Самая большая радость для вас - видеть, как люди развиваются и растут как личности.

Каждый из нас - лидер, потому что каждый из нас на кого-нибудь влияет. Конечно, не каждый способен стать великим лидером, но лучшим лидером, чем он был раньше, способен стать каждый. Вам остается ответить всего на два вопроса:

1. Проявите ли вы свой лидерский потенциал?

2. Будете ли вы использовать свои лидерские способности во благо всего человечества?

Эта книга написана для того, чтобы помочь вам ответить «да» на оба эти вопроса.

Я и другие

Прежде чем завершится сегодняшний день,

Прежде чем солнце зайдет за линию горизонта.

Моей жизни предстоит соприкоснуться с десятками других жизней

И оставить на них бесчисленные следы добра или зла.

И вот желание всех моих желаний.

Вот моя неустанная молитва:

Господи, пусть моя жизнь станет помощником других жизней -

Тех, с кем мне суждено соприкоснуться *.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Повторение

1. Лидерство - это________________

2. Пять уровней лидерства - это:

(1) _______________

(2) _______________

(3) _______________

(4) _______________

(5) _______________

* John С. Maxwell, Be a People Person (Wheaton, Victor, 1989).

3. На каком уровне я в настоящее время нахожусь по отношению к большинству людей?

4. На каком уровне я в настоящее время нахожусь по отношению к другим людям, обладающим влиянием?
Практические задания

1. Запишите имена пяти наиболее влиятельных лиц в вашей организации.

а) На каком уровне влияния находитесь вы по отношению к ним?

б) На каком уровне влияния находятся эти люди по отношению к другим?

2. Один час в месяц проводите в личном общении с каждым из этих пяти наиболее влиятельных людей в организации.

3. Два часа в месяц проводите в общении одновременно со всеми пятью ведущими лидерами вашей организации. Это время должно способствовать их развитию. Один час посвятите обсуждению одной из глав этой книги, второй - совместной работе над проектом, способствующим укреплению организации.

4. Повторите основные характеристики каждого из пяти уровней лидерства и выделите три из них, которых вам особо недостает, чтобы уделить больше внимания работе над ними.

(1) _______________

(2) _______________


Джон МАКСВЕЛЛ

Воспитай в себе лидера

John C.Maxwell. DEVELOPING THE LEADER WITHIN YOU

Ключ к успеху в любом деле - умение вести людей за собой

Лидерству можно научиться

Прирожденные лидеры:

Обученные лидеры:

Потенциальные лидеры:

Ограниченные лидеры:

Книг о руководстве - хоть отбавляй, а о лидерстве - явно недостаточно

Глава первая ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА: ВЛИЯНИЕ

МЫСЛИ О ВЛИЯНИИ

Каждый из нас на кого-нибудь влияет

Мы не знаем, на кого и в какой степени влияем

Лучшая инвестиция в будущее - правильное влияние, оказанное сегодня

Влияние - это мастерство, которому можно научиться

УРОВНИ ЛИДЕРСТВА

Уровень 1: Статус

Особенности «лидера по должности»

Уровень 2: Одобрение

Уровень 3: Продуктивность

Уровень 4: Наставничество

ПОДЪЕМ ПО СТУПЕНЯМ ЛИДЕРСТВА

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше времени уходит на подъем

Чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень обязательств

Чем выше вы поднимаетесь, тем легче вести людей за собой

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше рост

Поднимаясь по ступеням лидерства, вы не покидаете базового уровня

Вы находитесь на разных уровнях лидерства по отношению к членам группы, лидером которой являетесь

Чтобы ваше лидерство оставалось максимально результативным, необходимо помогать другим лидерам вашей организации подниматься вместе с вами

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Определите, на каком уровне вы сейчас находитесь

Уровень 1: Статус/Права

Уровень 2: Одобрение /Взаимоотношения

Уровень 3: Продуктивность/Результаты

Уровень 4: Наставничество/Воспроизводство

Уровень 5: Личность/Уважение

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Повторение

Практические задания

Глава вторая КЛЮЧ К ЛИДЕРСТВУ: ПРИОРИТЕТЫ

ПРИНЦИП ПАРЕТО, ИЛИ ПРИНЦИП 20/80

Важно работать не с усилием, а с умом

Организуй, а не то деградируешь

Определение приоритетов

Выбирай, а не то потеряешь

Оценивай, а не то попадешь в тупик

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТОВ

Приоритеты не существуют сами по себе

Невозможно переоценить степень незначительности чего бы то ни было

Хорошее - враг лучшего

Как сделать выбор между хорошим и хорошим?

Невозможно иметь все

Избыток дел парализует

Когда второстепенные дела требуют от нас слишком многого, возникают большие проблемы

Предельные сроки и срочные дела вынуждают нас устанавливать приоритеты

Как же часто мы слишком поздно узнаем, что для нас на самом деле важно

Глава третья ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛИДЕРСТВА: ЦЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ДОСТОЙНЫ ЛИ ВЫ ДОВЕРИЯ?

1. Цельность личности создает доверие

2. Цельность личности обладает огромным потенциалом влияния

3. Цельность личности - основа для высоких моральных требований

4. Цельность личности создает не имидж, а твердую репутацию

5. Цельность личности означает, что мы не можем требовать от других больше, чем от себя

6. Цельность личности помогает лидеру стать не просто умным, а надежным

7. Цельность личности - плод тяжелого труда

Глава четвертая ЭКЗАМЕН НА ЛИДЕРСТВО: ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМ У ЛИДЕРА

ЛИДЕР КАК АГЕНТ ПЕРЕМЕН

СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ: НЕМНОГО ИСТОРИИ

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ПЕРЕМЕНАМ

Нововведения не возникают сами по себе

Нарушается привычный ход событий

Грядущие перемены вызывают страх перед неизвестностью

Цель нововведений неясна

Перемены порождают страх перед неудачей

Выгода от перемен не оправдывает затраченных усилий

Люди слишком довольны существующим порядком

Если люди мыслятнегативно, никаких перемен не происходит

Последователям не хватает уважения к лидеру

Лидер слишком чувствителен к личной критике

Нововведения могут приводить к потерям

Перемены требуют затрат времени

Ограниченность и предвзятость мешают восприятию новых идей

Традиции сопротивляются нововведениям

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕМЕН

Новаторы: мечтатели

Те, кто соглашается быстро: моментально распознают хорошую идею

Те, кто соглашается не сразу: большинство

Те, кто соглашается поздно: поддерживают новую идею последними

Отстающие: те, кто до конца сопротивляется переменам

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ПЕРЕМЕНАМ

Лидер должен создать атмосферу взаимного доверия

Лидер должен измениться сам, прежде чем призывать к переменам других

Хороший лидер учитывает историю организации

Наиболее влиятельные члены организации должны занять лидирующие позиции

Проверьте, не пусты ли ваши руки

Хорошие лидеры заручаются поддержкой наиболее влиятельных членов организации еще до объявления о грядущих нововведениях

Готовясь к собранию, разработайте повестку дня, способствующую большей открытости

Поощряйте неформальное воздействие наиболее влиятельных членов коллектива на остальных

Покажите людям, каким образом они получат выгоду от планируемых перемен

Дайте людям почувствовать, что это их собственные нововведения

Как дать людям возможность почувствовать себя хозяевами грядущих перемен

ПЕРЕМЕНЫ НЕИЗБЕЖНЫ

Не все перемены ведут к совершенствованию, но совершенствования без перемен не бывает

Меняться никогда не поздно

Глава пятая КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ЛИДЕРСТВУ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Проблемы есть у всех

Проблемы делают жизнь осмысленной

Множество выдающихся людей прошли через жизненные проблемы

Моя проблема - это не «моя проблема»

Проблема - это то, с чем можно что-то сделать