Как понять пословицу доброта лучше красоты. Классный час (3 класс) на тему: Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте". Все темы - избиты

Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте"

“Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни”.

Красота окружающего мира
станет могучим источником
веры в доброту.

В. Сухомлинский

Цели:

Формирование у детей представления о добре, доброте, о красоте, добрых красивых поступках;

  • расширение знаний о роли доброты и красоты в жизни каждого человека;

Учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

Развивать творческие возможности детей.

Ход занятия

Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.

Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты и красоты.

Что такое добро? Что такое зло? Что такое красота? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

А какие у вас возникают ассоциации, когда вам говорят слово “красота”? Красота спасает мир уже давно. Мы познакомимся с красотой природы через поэзию и искусство.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.

Ф. Тютчев

Настоящая красота начинается с цветковых растений. Цветы считаются самыми прекрасными произведениями природы. Красотой Цветов можно восхищаться бесконечно.

В блеске огней, за зеркальными стёклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

И. Бунин

Красота – всё, что радует нас, очаровывает. Уверена, что красивое окружение позволяет жить более спокойно и счастливо, при этом сохраняя наш мир природы.

Даже живя в центре мегаполиса, можно искать и находить красоту пробивающегося через асфальт росточка, красоту полёта птиц в небесах, небывалую красоту рассвета и заката. Хочешь стать красивым – стремись к красоте во всех ее проявлениях. Можно окружить себя красивыми вещами, посещать музеи в поисках красоты произведений искусства, выезжая на природу в поисках нетленной и бесконечной красоты жизни.

Красота порождает положительные эмоции, доставляют эстетическое наслаждение.

Почему всем людям доставляет наслаждение смотреть на шедевры мирового искусства?

Они несут “вечные” ценности: Доброту, Красоту, Любовь. Они отражают многовековой опыт человеческого гения.

Как вы понимаете слово “красота”?

Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”).

Вот что говорит о красоте народная мудрость – пословицы:

Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото.

Красна весна цветами, осень – снопами.

Красна птица пением, а человек – умением.

Красна речь поговоркою.

Красота без разума пуста.

Какие примеры пословиц можете привести вы?

Какая из перечисленных пословиц кажется вам исходной, необходимой для понимания других?

Красота без разума пуста.

Почему вы так считаете?

Только мыслящий человек способен оценить истинную красоту.

Какие виды искусства, известные вам, воплощают красоту?

Живопись, музыка, скульптура, архитектура, киноискусство.

Обратимся к музыкальным произведениям. Прослушайте фрагмент произведения А. Вивальди “Времена года”, а затем запишите ряд ассоциаций, возникших вовремя этого прослушивания.

Музыка – феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния, настроения…

Мы увидели, как прекрасное воплощается в живописи и музыке. Обратимся к его словесному образу, ярко представленному в письме Василия Александровича Сухомлинского к сыну. (Прочитать текст вслух.)

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота - это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
Красота - это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника - увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой - ив твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи - услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности.

Духовная пустота делает безликой внешность человека. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.

Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом.

А что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.

(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)

Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

(Доброта родителей, бабушек и дедушек, учителей, друзей)
Творческое задание «Дерево Доброты».

Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными».

Перед вами Дерево Доброты, которое поможет вспомнить волшебные слова и приветствия.

(Работа в группах: дети на маленьких сердечках пишут волшебные, добрые слова, приветствия и приклеивают к веточкам дерева).

Какие деревья вы вырастили? (Каждая команда демонстрирует своё «выращенное» дерево.)

Сохраните свою доброту и красоту, красоту Земли. Расширяйте пространство красоты и доброты в своей жизни. И красота продолжит спасать мир!

Красота - это такая штука, без которой, в общем-то, жизнь человеческая теряет свой смысл вовсе. Красота и в молодой ромашке, красота и в голубом небе, красота и в рыжих кудрях, и в капле пота, выступившей на кулаке, красота в добродушной улыбке, красота в уставшем вздохе, в трогательном прикосновении, в аромате бабушкиной котлеты, в понимающем взгляде...

Красота и доброта нужны каждому человеку!

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром.

Ш.А. Амонашвили

Слушаем и поём песню о доброте…

Заранее рассказала детям об акции Русфонда: SMS - 5541 - Добро.

Несколько детей отправили, те, кому разрешили родители.

Цели:

  • развитие представлений учащихся о доброте и зле;
  • воспитание стремления совершать добрые дела;
  • развитие самооценки;
  • осмысление категории «доброта», мотивация на добрые дела.

Оборудование:

  • карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, доброе);
  • бумага;
  • ручка у каждого учащегося;
  • аудиозапись со спокойной музыкой;
  • магнитофон.

I. Вступительное слово учителя: Начать классный час хочу со слов А. Татьяничева: «Делать людям хорошо – хорошеть самому». Как вы понимаете слова: «хорошеть самому»? Значит ли это что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям? Эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нам хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!»

II. Конкурсная программа

1. Конкурс «Какая команда знает больше пословиц о доброте?»

– Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
– Доброе слово лечит, зло калечит.
– Злой не верит, что есть доброта.
– Доброта лучше красоты.
– Добрая слава лежит, а худая бежит.
– Доброго чтут, а злого жалуют.
– Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

2. Конкурс «Объяснить смысл высказывания»

– Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Каждой команде дается высказывание писателя о доброте, вы должны объяснить смысл.
– Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях. (Блез Паскаль).
– Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо).
– Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе» (Вильям Шекспир).

3. Конкурс «Мы вместе с капитанами»

Капитаны всех команд выходят вперед и встают перед своими командами. Команды по очереди характеризуют своих капитанов (добрый, отзывчивый, внимательный, заботливый, вежливый и т.д.). Выигрывает та команда, которая назовет больше слов.

4. Конкурс «Домашнее задание»

– Очень давно кошки и собаки стали жить рядом с человеком. Ученые считают, что хозяева этих животных приобретают привычки и черты характера своих питомцев. Владельцы кошек в Америке тратят на них почти 2 миллиарда долларов. Собака – верный помощник человека с древних времен. Она первая пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Сейчас ребята зачитают отрывки сочинений о том, как они заботятся о своих братьях меньших, покажут свои рисунки.

5. Конкурс «Значение добрых слов»

– Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными словами». (Ответы детей) . Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. Что они означают?

Задаются по одному вопросу каждой команде.

– Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.)
– В добрый час! (Пожелать удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
– В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)
– Дать добро. (Дать согласие, разрешение, одобрение.)
– Получить добро. (Получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.)

6. Конкурс «Ромашка»

На лепестках записано описание качества человека, дети должны догадаться и
выбрать лепесток с названием данной черты характера.

– Человека, на которого всегда и во всем можно положиться, называют….
– Человека, у которого доброе сердце, называют…..
– Человек, который желает другим только добра называют…..
– Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…
– Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют…..

Ответы: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие. доброжелательность.

Звучит спокойная музыка. Дети встают в круг, передают друг другу мячик и говорят добрые пожелания.

III. Тест

– Давайте проверим себя: добрый ли ты человек. Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: « да» или «нет».

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не потерял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8.С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Результаты:

Больше 8 очков . Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков . Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым.Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков . Тебе предстоит сложная работа над собой.

IV. Рефлексия. Будьте добры, напишите на листочке бумаги, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня.

V. Итог

– Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению?

Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит –
Радуются взрослые и дети.
Но чтобы радость людям дарить,
Нужно добрым и вежливым быть

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты, от нее становится теплее, светлее и радостнее.

Литература :

1. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. –Л.Лениздат, 1986.
2. Дорохов А. Как себя вести. – М..1979.
3. Курлюта В. Духовные рецепты. – Кемерово. 2002.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
5. Галищук Е.О. От сердца к сердцу. – СПб.: «Паритет», 2003.

1. Оскар Уайльд умирал в комнате с безвусными обоями. Приближающаяся смерть не изменила его отношение к жизни. После слов: «Убийственная расцветка! Одному из нас придётся отсюда уйти», он ушёл.

2. Королева Мария Антуанетта, поднимаясь на эшафот, оступилась и наступила палачу на ногу: «Простите, пожалуйста, месье, я сделала это случайно».

3. Императрица Елизавета Петровна крайне удивила лекарей, когда за полминуты до смерти поднялась на подушках и грозно спросила: «Я что, всё ещё жива?!». Но не успели врачи испугаться, как всё исправилось само собой.

4. Американский драматург Юджин О`Нил: «Я так и знал! Я так и знал! Родился в отеле и, чёрт побери, умираю в отеле».

5. Шпионка-танцовщица Мата Хари послала целящимся в неё солдатам воздушный поцелуй: «Я готова, мальчики».

6. Английский писатель-прозаик Сомерсет Моэм: «Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь».

7. Американский прозаик и драматург Уильям Сароян: «Каждому суждено умереть, но я всегда думал, что для меня сделают исключение. И что?»

8. Знаменитый английский хирург Джозеф Грин по врачебной привычке мерил свой пульс. «Пульс пропал», - сказал он.

9. Английский писатель и критик Литтон Стрейчи: «Если это и есть смерть, то я от неё не в восторге».

10. Русский писатель-сатирик Салтыков-Щедрин приветствовал смерть вопросом «Это ты, дура?».



- у тебя еще конфетки есть?

- нет, но у меня ещё шлюнки, шладкие. будешь? 

КАК УЗНАТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ЛЖЕТ?

В этом помогут жесты человека, которые легко проследить!

1. Потирание Века.
Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду.



Самое противное чувство - разочарование…

Ни обида, ни ревность, ни ненависть…
После них хоть что-то остаётся в душе.
А после разочарования - пустота… 

Всегда давайте людям второй шанс

и никогда не давайте третий. 

Со временем, мы перестаем критиковать оболочку человека, обращая внимание на его огонёк внутри. Главное - это то, что испытываешь, находясь с этим человеком. Главное - какие эмоции он дарит тебе. главное прячется внутри.



Привыкайте счастливыми быть!

Просыпаться с улыбкой лучистой…
И со взглядом, по детскому, чистым,
Привыкайте друг друга любить…

Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…

Привыкайте добро замечать
И ценить то, что жизнью даётся…
И за счастьем бежать не придётся…
Будет счастье за вами бежать!

Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких
Есть желание – счастье познать…

Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…

Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть…



Бросить девушку с ребенком может каждый, а вот полюбить девушку с ребенком может только настоящий мужчина!



Муж и жена отмечают тридцатипятилетие совместной жизни. Муж говорит:

- Помнишь, тридцать пять лет назад, мы снимали дешевенькую квартирку, спали на дешевом диване, смотрели черно-белый телевизор... Сейчас у
нас есть все - дорогой дом, дорогие мебель, машина и плазменный телевизор. Но тридцать пять лет назад я спал с молоденькой 21-летней девушкой, а теперь приходится спать с 56-летней женщиной.
Жена отвечает:
- Найди себе для сна 21-летнюю, а уж я позабочусь, чтобы у тебя были дешевая квартира, дешевый диван и черно-белый телевизор. 

Все темы - избиты,

Все фразы - затасканы,
Таланты - зарыты,
Все люди - под масками...

Кто гений - не нужен,
Кто мерзость - востребован,
Кто честен - тот в луже,
Кто умный - расстрелянный...

Мне страшно - до ужаса,
Но скучно - быть серостью,
Быть может - я нужен,
Но нету - уверенности...



Удивляюсь людям, которые ганяются за красотой. В погоне они теряют человеческое лицо, а время все равно отбирает красоту? Я не говорю: "Давайте, теперь, бросим за собой ухаживать, что уж там". Нет конечно. Просто человек красивый на лицо, открывая рот и говорит ужасные вещи, в этот момент, он для меня моментально теряет свою внешнюю красоту. Для общения человек неприятный, а на красивых можно и на картинках посмотреть. Хорошо, когда все сочетается. В общем, доброта для меня в 1000 раз лучше красоты. А вам?



Ответы (9):

Добрый человек не может быть некрасив. Красота и доброта души - это неразрывные понятия. И Достоевский писал о красоте душевной, которая окрашивает собой внешность. Другое дело шаблонная красота, которая пуста, как картинка - в этом я с вами согласна. Доброта важнее, она как зародыш красоты!))


И для меня доброта лучше красоты. С таким человеком и общаться приятнее, и толку от него больше. К сожалению в большинстве красивые люди не добрые, они зазнаются, кичатся своей красотой. А внутри остаются пустыми.


Наверное это такт. И вообще что такое красота. Иногда смотришь на человека, вроде бы не красавец, а вот есть какое то обояние, так и тянет к нему. Доброта, несомненно хорошее качество, но так редко встретишь поистинне доброго человека.


В любом человеке притягательна внутренняя красота, а внешняя часто бывает холодной и отталкивающей. Если человек добрый и светлый, то от него исходит особая теплота, которой очень многим людям не хватает. Конечно, важнее содержание, чем форма.


Я тоже считаю, что люди сейчас гоняться за красотой, а душа пуста. Мне кажется, если бы каждый человек развивал в себе положительные качества такие как доброта, сопереживания, умение поддержать близкого, тогда бы и мир стал лучше.


Лучше, когда одно и другое вместе. Я бы не смогла выбрать, что для меня предпочтительнее в человеке. Не зря же классик говорил, что в человеке все должно быть прекрасно, так что лучшим вариантом будет сочетание и красоты, и доброты.


А я считаю, что истинная красота внешняя является проявление внутренней красоты. Если человек по-настоящему добр, милосерден, отзывчив и имеет чистую душу, то он божественно красив, несмотря на то симметричны ли черты его лица, какой цвет волос и пользуется ли он косметикой.